- Стимул
- (греч. stymulus – стрекало, остроконечная палка, которой погоняли животных) – 1. любое воздействие на организм, возбуждающее или изменяющее его поведение заметным образом. Синоним: Раздражитель; 2. любое воздействие на рецепторную систему, достаточное для её возбуждения; 3. сигнал к действию; 4. некоторое внутреннее событие, играющее роль побуждения к действию. В психопатологии, например, это императивная галлюцинация; 5. в бихевиоризме – обстоятельства окружающей среды, регулярно представленные во время определённой реакции организма; 6. в психоанализе – согласно метапсихологии З.Фрейда, различаются внутренние и внешние стимулы. Внутренние стимулы рассматриваются как инстинктивные стимулы, приходящие изнутри организма и воздействующие на психический аппарат. Внешние стимулы представляются как сенсорные впечатления, получаемые из окружающей среды. Стимулы повышают напряжение, вызывают неудовольствие, которое ослабляется с помощью разрядки в соответствии с принципом удовольствия или принципом реальности. Термином стимульный барьер обозначается та часть психического аппарата, которая защищает Эго от чрезмерного возбуждения как со стороны внутренних, так и внешних стимулов. Предполагается, что травматические переживания разрушают стимульный барьер. Термином стимульный голод обозначается страстное желание возбуждения, поскольку считается, что живым организмам требуется оптимальное количество стимуляции, и они ищут его источники; 6. в этологии – сигнал особи (стимульный знак), который действует как стимул для дополняющего поведения другой особи того же вида. Улыбка и плач рассматриваются как наиболее важные стимульные знаки у человека.
* * *
(от лат. stimulus – погонялка) – побуждение к действию, толчек, побудительная причина.
* * *
(от лат. stimulus — остроконечная палка, которой погоняли животных) — воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция] и относящееся как причина к следствию. В физиологии и психофизиологии понятие С. тождественно понятию раздражения. В бихевиоризме отношения между С. и реакцией понимались механически: к С. относились преимущественно изменения среды (внешние воздействия), а к реакциям — двигательные ответы организма. В действительности С. в психологии — это побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и т. д. С. не тождествен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив. В инженерной психологии С. часто употребляется в значении, близком к понятию сигнала. В этом плане говорят об одномерном (который изменяется только по одному параметру; напр., положение стрелки на шкале прибора) и многомерном (который изменяется по двум или более параметрам) С; рассматривают С. различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и др.); различают адекватный (соответствующий задаче или возможностям анализатора) и неадекватный (не соответствующий им) С. Часто используют понятие нервной модели С., под которой понимают отражение в нервной системе свойств действующего объекта (сигнала), а также понятие входного алфавита (алфавита С.) как алфавита сигналов, воспринимаемых оператором. Понятие С. изучается и используется также в психологии труда, которая участвует в решении задачи повышения уровня мотивации трудовой деятельности, от характера которой существенно зависит эффективность морального и материального стимулирования труда. Однако иногда здесь понятия мотив и С. отождествляют, хотя это не одно и то же. Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, он же является внутренней силой поведения. С.— это внешнее воздействие. Действие С. опосредовано психикой человека. Поэтому он лишь тогда становится реальной побудительной силой, когда он превращается в мотив. Поэтому важнейшей задачей психологии труда является изучение такого превращения, его механизмов, факторов и условий, влияющих на него.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.